Услуги специалистов

Направление деятельности педагога – психолога

психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика,
психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог.

1. Психологическое просвещение

В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

  1. знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
  2. популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
  3. формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
  4. знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания, саморегуляции.
  5. достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном учреждении.

Формы психологического просвещения:

  • лекции,
  • беседы,
  • семинары,
  • выставки,
  • подборка литературы,
  • выступления на родительском собрании и пр.

2. Психологическая профилактика

Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психологическая профилактика предполагает:

  1. ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
  2. своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
  3. предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Отечественные психологи считают, что смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.

Содержание психопрофилактической работы

  • Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
  • Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
  • Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
  • Психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.
  • Психолог заботится о создании психологического климата в детском образовательном учреждении. Комфортный психологический климат – результат взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой.
  • Психологу следует постараться создать человеческие отношения между родителями и педагогами.

3. Психологическая консультация

Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога.

Консультативная работа в школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников.

Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т. п.
В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем.

Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий.

Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь.

При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.

Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.

Кроме того, нужно понимать, что психолог – не волшебник, у которого в арсенале есть волшебная палочка, а также не врач, который может дать таблетку для снятия симптома. Поэтому самое главное при консультировании взрослых и детей – это принятие ответственности за то, что произошло, и желание работать над проблемой.

Если проблема требует глубинной проработки, то психолог может порекомендовать других специалистов, практикующих данное направление, чаще всего, ими оказываются психотерапевты. Психотерапевтическая работа в школе не осуществляется, даже если профессиональный уровень специалистов это позволяет.

Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:

  1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Опыт свидетельствует, что учителя разных классов, с различным педагогическим опытом обращаются чаще всего к психологу по поводу неуправляемости отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений. Не менее сложно консультировать родителей. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей. Хотя, конечно же, нужно понимать, что проблемы детей – это проблемы родителей. Ребенок выступает как симптом семьи. Если родители это видят и принимают – проблема решится, если не принимают и не хотят видеть – то вряд ли им кто-то поможет.
  2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.
  3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.
  4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях.

4. Психологическая диагностика

В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику.

Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям.

Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. Измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для практического психолога.

Психолог должен владеть самыми разнообразными методами. Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления или образования, психологу нужно уметь соответствующим образом сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестов и других объективных методик.

Направления работы социального педагога с детьми с ОВЗ

Основные направления деятельности социального педагога в Центре.

1. Работа с семьями воспитанников:

  • педагогическое просвещение родителей;
  • повышение уровня родительской компетентности;
  • удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
  • изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

2. Работа с педагогами:

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
  • изучение факторов среды социального развития детей в образовательном учреждении.

3. Работа с воспитанниками:

  • подгрупповая, индивидуальная диагностика воспитанников;
  • коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
  • участие в организации досуга детей.

4.Взаимодействие с государственными и общественными структурами:

  • представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах.

5. Работа с документацией:

  • формирование информационного банка данных по работе с семьей;
  • разработка годового и учебно-тематического плана работы;
  • подготовка годовых и промежуточных отчетов;
  • пополнение методической копилки социального педагога.

Организацию работы социального педагога по выделенным направлениям можно представить в виде структурно - функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Информационно - аналитический блок - это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.
Взаимодействие с родителями в рамках практического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Первое направление - просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития.

Используются следующие формы взаимодействия с родителями:

  • лекции;
  • индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно-правовая база по защите прав ребенка», «Координация усилий Центра и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно - ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок - взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в Центре - основа формирования нравственно - волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей - основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»;
  • информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Родителям о правах детей»;
  • листы - памятки для родителей и педагогов;
  • размещение информации на официальном интернет сайте Центра;

2. Второе направление - продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно - ориентированного общения.

  • В рамках работы по этому направлению совместно с воспитателями групп используются такие формы, как родительские собрания, семинары - практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни дошкольника», встречи с интересными людьми, приглашаются семьи неорганизованных детей на мероприятия Центра (например, акция «Здоровое питание дошкольников»). Проведение таких социально - значимых мероприятий для ребенка становится событием. Такие мероприятия способны: выступить интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизить взрослых и детей.
  • С педагогами Центра проводятся мероприятия с использованием

3. Третье направление - взаимодействие с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска».
Особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к «группе риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными.

План работы социального педагога по взаимодействию с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска»

3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК.

Третий блок направлен на анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия - это: опрос, оценочные листы, экспресс - диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания оценки отсроченного результата.
Мониторинг освоения образовательной области.

При необходимости по запросу социального педагога используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности педагогов Центра.

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Содержание работы учителя-дефектолога исходит из цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям, нуждающимся в коррекции.

Содержание работы педагога подчинено следующим задачам коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка:

  • Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
  • Составление индивидуальных комплексных программ;
  • Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются:

  • Диагностическое
  • Коррекционное
  • Аналитическое
  • Консультативно-просветительское
  • Организационно-методическое

Основной задачей диагностического направления можно считать выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях.

Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году.

Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога.

Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей, педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

Обследование детей проводится по следующим диагностическим методикам

  • Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
  • Основные направления коррекционно-развивающей работы:
  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
  • нормализация ведущей деятельности возраста;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • готовность к восприятию учебного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Аналитическое направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.

Консультативно-просветительское направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Информирование, индивидуальное консультирование.

Родители детей с ОВЗ часто недостаточно владеют или отрицают информацию о нарушениях у ребенка. Основываясь на результатах диагностики и данных анамнеза, педагог помогает родителям разобраться и четко сформулировать трудности, с которыми необходимо работать на протяжении длительного времени. Владея всей информацией, специалист может помочь членам семьи составить план действий, направленных на получение необходимой помощи.

Проведение открытых занятий, мастер-классов.

Здесь педагог обучает родителей совместному взаимодействию с ребенком, специальным формам и методам работы с ним.
Информационно-просветительская деятельность.

Из опыта работ, можно сказать, что взаимодействие учителя-дефектолога с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка. Хочется отметить, что большинство родителей тесно сотрудничают со специалистом, выполняют все рекомендации, обращаются за консультативной помощью.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. И очень важно знать и осознавать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами физиологического развития, важно не бояться обратиться к специалисту за помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Направления работы логопеда

1. Диагностическое направление

Диагностическая работа учителя-логопеда является составной частью комплексного изучения ребенка. Выводы логопедического обследования обязательно соотносятся с психологическими, лекарственными, педагогическими наблюдениями.

Основная цель этого направления - прогноз вероятных трудностей в обучении, определение причин речевых недостатков. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ и качественная характеристика ошибок при написании (со 2-го класса), наблюдение за учащимися в учебной деятельности, и, при необходимости, дополнительно, изучение уровня сформированности учебных навыков. Логопедическое обследование учащихся начальных классов может проводиться во взаимодействии с психологом учебного заведения.

Диагностическая деятельность специалиста в течение учебного года имеет целью решения различных задач, и поэтому, в зависимости от этапа работы, мы выделяем: первичную диагностику, динамическое наблюдение, этапная диагностику и текущее диагностирования.

2. Коррекционное направление

Коррекционная направленность работы учителя-логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на языковую и учебно-познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого дефекта и степени его проявления строится содержательный направление коррекционной работы.

Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. Следует отметить, что учитель-логопед не только проводит коррекционные занятия, но и обеспечивает коррекционно-логопедический сопровождение обучения и воспитания каждого ученика, нуждающийся в помощи, проводит консультативную работу с родителями, педагогами.

На этом этапе следует определить основные направления коррекционной работы:

  • Устранение различных нарушений речи и содействие преодолению обусловленной ими неуспеваемости по обучению грамоте;
  • Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • Формирование необходимых для усвоения программного материала по обучению грамоте умений и навыков;
  • Предотвращения вторичных нарушений (при чтении и на письме) и формирование пространственно-срочных отношений.


3. Аналитическое направление

Аналитический направление предусматривает анализ влияния коррекционной работы на речевое развитие логопатами, и его оценку, обеспечение взаимодействия между специалистами. Необходимость этого направления работы обусловлена необходимостью комплексного подхода к проблемам ребенка, который предполагает:

  • Системный анализ личностного, речевого и познавательного развития ученика-логопата, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений развития ученика, но и определить причины этих нарушений, отследить их взаимосвязь;
  • Создание комплексных индивидуальных коррекционно-восстановительных программ, нацеленных на взаимосвязь развития и коррекции различных сторон личностного, познавательного и речевого развития ребенка;
  • Обеспечение специализированного сопровождения обучения школьников;
  • Взаимодействие специалистов в пределах школьной психолого-медико-педагогической комиссии.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Консультативно-просветительский направление работы учителя-логопеда проводится для оказания помощи родителям, учителям и администрации школ по вопросам устранения существующих речевых недостатков учащихся-логопатами и предупреждения вторичных нарушений (чтения и письма), которые мешают учащемуся полноценно овладеть учебным материалом в рамках школьной программы обучения.

Задачи данного направления:

  • Профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка;
  • Предупреждения перегрузок младших школьников;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с отклонениями в развитии;
  • Предоставление профессиональной помощи родителям и учащимся в решении существующих проблем;
  • Привлечение педагогов и родителей в процесс коррекции недостатков звукопроизношения.

Для реализации вышеизложенных задач учитель-логопед использует следующие организационные формы работы:

  • систематические выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях школы, методических объединениях учителей начального звена;
  • анкетирование родителей, индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросу, консультирование учителей и родителей по результатам обследования;
  • обучающее консультирование с объяснения этапов коррекционной работы и демонстрацией приемов коррекционно-развивающих упражнений.

5. Организационно-методическое направление

Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из подготовки и участия в городских ПМПК, школьных консилиумах, методических объединениях, педагогических совещаниях, оформлении. Для участия в ПМПК (в том числе и для зачисления ученика с нарушениями речи на логопедический пункт) на каждого ученика заполняется речевая карта, или протокол, который содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка (данные педагогического наблюдения и психологического обследования, качественная характеристика психических процессов, сведения о раннем психомоторное и речевое развитие ребенка, особенности течения заболеваний, существуют и т.д.). Эти данные необходимы для квалификации речевого нарушения по нозологии и определения структуры речевого дефекта).

Как видим, в своей работе учитель-логопед активно вмешивается почти во все сферы учебного процесса. Он планирует свою деятельность в условиях тесного взаимодействия специалистов: вместе с психологом и классным руководителем реализует комплексные программы коррекционного воздействия на ученика-логопатами, участвует в заседаниях ППк, вовлекается в консультативной и просветительской работы с педагогами, родителями, организует логопедические обследования учащихся начального звена в пределах закрепленного образовательного округа.