Одним из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая школа», стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы, муниципальной программы «Развитие образования городского округа «Город Белгород» на 2015-2020 годы» является развитие системы поддержки одаренных детей.

В ОУ действует программа «Одаренные дети», которая позволяет выявлять и сопровождать одаренных детей на школьном уровне.

Цель программы «Одаренные дети» школы - создание благоприят­ных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства; обеспечение их лично­стной, социальной самореализации и профессионального самоопреде­ления.

Для реализации основной цели Программы поставлены следующие задачи:

   - создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;

   - развитие массовых, групповых и индивидуальных форм вне­урочной деятельности:

   - организация системы исследовательской работы учащихся;

  - обеспечение участия одаренных детей в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях,     фестивалях и т.д.;

- мониторинг эффективности работы с одаренными детьми в школе.

Основные принципы организации индивидуальной работы с одарен­ными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные педагогические методы работы с одаренными детьми:

-        эвристичность, (обучение технике интеллектуального труда);

-        сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).

   В 2018-2019 учебном году отмечается стабильность работы с одаренными детьми, которая носит систематизированный характер и строится на всестороннем раскрытии и использовании интеллектуального и творческого потенциала учащихся: расширилась система олимпиад, конкурсов, конференций.

   В школе проведены предметные олимпиады по всем образовательным дисциплинам для учащихся   4-11 классов.   В 2018-2019 учебном году в период   с 20 ноября по 2 декабря 43 школьника (на 2 больше по сравнению с прошлым годом)   участвовали в муниципальном этапе всероссийских предметных олимпиад. 40% участников заняли призовые места (на 2% больше по сравнению с прошлым годом): Быкова Ю.- победитель по обществознанию и призер по истории, Фендрикова Е. – победитель по литературе и призер по русскому языку, Лобынцев Д.- победитель по истории и по православной культуре, Богдан А., Каширский А., Петрова В. - победители по биологии,   Черненькая Д.- призер по литературе и русскому языку,   Белецкая Е. – призер по литературе, Суслова И. - призер по русскому языку, Мигулина А. - призер по обществознанию, Санникова И. - призер по истории, Дядькова В. - призер по физической культуре, Выскребенцев А. – призер по русскому языку, Ворона Е. – призер по искусству. Путивцев З. – призер городской олимпиады по английскому языку среди 6 классов.

Результаты предметных региональных олимпиад

ФИ уч-ся, класс олимпиада учитель Количество баллов результат
Черненькая Дарья, 11-а русский язык Губарева А.А. 20,5

участник

Суслова Ирина, 11-а русский язык Губарева А.А. 24,5 участник
Выскребенцев Артем, 9-а русский язык Бакалина М.В. 36 участник
Черненькая Дарья, 11-а литература Губарева А.А. 74 призер
Лобынцев Денис 11-б история Васильева Г.И. 122 призер
Богдан Алена 9-г биология Маркова Е.А. 108,50 призер

              Результативность участия обучающихся МБОУ СОШ №35

в   региональном этапе олимпиады за 3 года

Количество участников Количество победителей Количество призёров % успешности
2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018
2 7 6 0 0 0 3 2 3 60% 29% 50%

Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что в школе по сравнению с прошлым годом количество участников регионального этапа всероссийских предметных олимпиад снизилось на одного, но повысилось качество подготовки, половина участников завоевали призовые места.

Исследовательская деятельность в школе ведется через научное общество «Интеллектуал» (руководитель Маркова Е.А.).

Целью работы НОУ является: непрерывное восходящее развитие потенциала и познавательного интереса учащихся школы.

   НОУ осуществляет следующие задачи:

  • создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов;
  • диагностика одаренности детей и подростков, осуществление их поддержки в рамках учебного процесса школы;
  • пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

     Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады).

     В структуру школьного научного общества входят секции: «Юные химики», «Иностранцы»», «Лингвисты», «Литературоведы»; «Математики», «Историки», «Географы», «Биологи».   На занятиях секций НОУ учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конференциях.

Все члены научного общества участвовали в исследовательской и творческой деятельности, результатом которой стали проекты, научно-исследовательские работы, представленные на школьной научно-практической конференции, а также городских, областных и всероссийских конкурсах и конференциях.                              

                 Результаты   исследовательской   деятельности

№ п/п ФИО обучающегося Класс Название мероприятия Наставник Результат
1 Пекарская Иветта 7-а XIX всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку» Гончарова И.В. Лауреат I степени
2 Ивлева Юлия 5-в Сетевая конференция научно-исследовательских и творческих работ учащихся Лушкина А.В. призер
3 Лавров Илья 6-а Сетевая конференция научно-исследовательских и творческих работ учащихся Лушкина А.В. призер
4 Пекарская Иветта 7-а Сетевая конференция научно-исследовательских и творческих работ учащихся Гончарова И.В. призер
5 Дымков Илья 8-в Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку» Милявская Е.И. Лауреат III степени
6 Кошманова Мила 5-г Сетевая конференция научно-исследовательских и творческих работ учащихся Миронова И.А. призер

 

Сравнительный анализ результативного участия в творческих конкурсах, научно-исследовательских конференциях

год 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019
Кол-во работ          102 94 95          92

В этом учебном году учащиеся нашей школы продолжали участие в заочных конкурсах:

  • «Познание и творчество»;
  • Дистанционные предметные олимпиады;
  • Конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»;
  • «Инфознайка»;
  • «Золотое руно»;
  • Молодежный английский чемпионат.

Выводы:

  • учителя-предметники используют в своей работе формы исследовательской деятельности, на школьной научно-практической конференции были заслушаны лучшие работы учащихся, представлены проекты, презентации;
  • необходимо использовать все возможности выхода на городской, областной и Всероссийский уровень;
  • развивать социальное партнерство: привлекать преподавателей высших учебных заведений к работе с одарёнными детьми (очные, очно-заочные, дистанционные формы работы).

 

Проблемы:

Отсутствие достаточного денежного ресурса для участия во всероссийских конкурсах и конференциях.

Отсутствие налаженного партнерского отношения с преподавателями вузов в     исследовательской деятельности.

Задачи: Методическим объединениям усилить работу по научно-исследовательской деятельности учащихся с привлечением преподавателей высших учебных заведений.