Одним из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая школа», стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы, муниципальной программы «Развитие образования городского округа «Город Белгород» на 2015-2020 годы» является развитие системы поддержки одаренных детей.

В ОУ действует программа «Одаренные дети», которая позволяет выявлять и сопровождать одаренных детей на школьном уровне.

Цель программы «Одаренные дети» школы - создание благоприят­ных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства; обеспечение их лично­стной, социальной самореализации и профессионального самоопреде­ления.

Для реализации основной цели Программы поставлены следующие задачи:

   - создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;

   - развитие массовых, групповых и индивидуальных форм вне­урочной деятельности:

   - организация системы исследовательской работы учащихся;

   - обеспечение участия одаренных детей в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях,     фестивалях и т.д.;

- мониторинг эффективности работы с одаренными детьми в школе.

Основные принципы организации индивидуальной работы с одарен­ными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные педагогические методы работы с одаренными детьми:

-        эвристичность, (обучение технике интеллектуального труда);

-        сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).

   В 2017-2018 учебном году отмечается стабильность работы с одаренными детьми, которая носит систематизированный характер и строится на всестороннем раскрытии и использовании интеллектуального и творческого потенциала учащихся: расширилась система олимпиад, конкурсов, конференций.

   В школе проведены предметные олимпиады по всем образовательным дисциплинам для учащихся   4-11 классов. В 2017-2018 учебном году в период с 2 ноября по 1 декабря 2017 года в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников принял участие  41 школьник (на 2 меньше по сравнению с прошлым годом). 38% участников заняли призовые места (на 17% больше по сравнению с прошлым годом): Фендрикова Е. (победитель по русскому языку и призер по литературе), Лобынцев Д. (победитель по истории и по православной культуре), Богдан А., Каширский А. (победители по биологии),   Черненькая Д. (призер по литературе и русскому языку) Суслова И. (призер по русскому языку), Мигулина А. (призер по обществознанию), Бородина А. (призер по обществознанию), Богдан А., Мохамад Д. (призеры по биологии), Санникова И. (призер по истории), Дядькова В. (призер по физической культуре), Петричко И. (призер по литературе), Дядькова В.- призер на муниципальном этапа областной олимпиады по пенсионному законодательству, Путивцев З. – призер городской олимпиады по математике среди 5-6 классов.

               Результативность участия обучающихся МБОУ СОШ №35

в   региональном этапе олимпиады за 3 года

Количество участников Количество победителей Количество призёров % успешности
2015г. 2016г. 2017 2015г. 2016г. 2017 2015г. 2016г. 2017 2015г. 2016г. 2017
2 5 7 0 0 0 0 3 2 0 60% 29%

   Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что в школе по сравнению с прошлым годом выросло количество участников регионального этапа всероссийских предметных олимпиад, но понизилось качество подготовку, только два участника завоевали призовые места.

 

   Исследовательская деятельность в школе ведется через научное общество «Интеллектуал» (руководитель Маркова Е.А.).

Целью работы НОУ является: непрерывное восходящее развитие потенциала и познавательного интереса учащихся школы.

   НОУ осуществляет следующие задачи:

  • создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов;
  • диагностика одаренности детей и подростков, осуществление их поддержки в рамках учебного процесса школы;
  • пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

     Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады).

     В структуру школьного научного общества входят секции: «Юные химики», «Иностранцы»», «Лингвисты», «Литературоведы»; «Математики», «Историки», «Географы», «Биологи». На занятиях секций НОУ учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конференциях.

Все члены научного общества участвовали в исследовательской и творческой деятельности, результатом которой стали проекты, научно-исследовательские работы, представленные на школьной научно-практической конференции, а также городских, областных и всероссийских конкурсах и конференциях.                              

            

   Результаты исследовательской деятельности

№ п/п ФИО обучающегося Класс Название мероприятия Наставник Результат
1 Толстых М. 8-а XVIIIвсероссийская конференция учащихся «Шаги в науку» Бакалина М.В. Лауреат I
2 Толстых М. 8-а Сетевая научно-практическая конференция школьников «Новому времени – новые открытия». Бакалина М.В. Победитель

 

Сравнительный анализ результативного участия в творческих конкурсах, научно-исследовательских конференциях

год 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018
Кол-во работ        102 94 95        92

В этом учебном году учащиеся нашей школы продолжали участие в заочных конкурсах:

  • «Познание и творчество»;
  • Дистанционные предметные олимпиады;
  • Конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»;
  • «Инфознайка»;
  • «Золотое руно»;
  • Молодежный английский чемпионат.

Выводы:

  • учителя-предметники используют в своей работе формы исследовательской деятельности, на школьной научно-практической конференции были заслушаны лучшие работы учащихся, представлены проекты, презентации;
  • необходимо использовать все возможности выхода на городской, областной и Всероссийский уровень;
  • развивать социальное партнерство: привлекать преподавателей высших учебных заведений к работе с одарёнными детьми (очные, очно-заочные, дистанционные формы работы).

 

Проблемы:

Отсутствие достаточного денежного ресурса для участия во всероссийских конкурсах и конференциях.

Отсутствие налаженного партнерского отношения с преподавателями вузов в     исследовательской деятельности.

Задачи: Методическим объединениям усилить работу по научно-исследовательской деятельности учащихся с привлечением преподавателей высших учебных заведений.